Проектирование педагогической ситуации.
Название: "Соревнование команд".
Возраст участников: от 12 до 18 лет (можно и старше).
Количество участников: от 4 до 10 команд по 15-20 человек.
Аннотация. Учебная ситуация представляет собой комплексную игру. Место действия - обширное пространство в природных условиях (поле, лес, река и т.д.). Условия существования на период учебной ситуации - походные. Ситуация развивается в течение двух-трех дней.
Цели. Учебная ситуация направлена на воспитание таких личностных качеств как ответственность, дружелюбие, общительность, умение результативно взаимодействовать с партнером и т.д. Также учебная ситуация предполагает своей целью увеличение групповой сплоченности, повышение в группе такого качества как командность. Помимо чисто психологических качеств, предполагается, что будут развиваться и дополняться знания по учебным дисциплинам - географии, биологии, а также по основам безопасной жизнедеятельности и физкультуре. Кроме этого, в процессе учебной ситуации необходимо возникнет трудовое воспитание.
В цели также входит увеличение творческого потенциала команды и отдельных участников, развитие музыкальных, театральных и литературных способностей, которые требуются для того, чтобы принять полноценное участие в игре.
Описание ситуации.
Состав команд. В каждой команде обязательно присутствует 2-3 взрослых человека, отвечающих за безопасность детей. Это могут быть учителя, родители, руководители школьных секций и т.п. Главные требования, которое предъявляется к ним, - опыт проживания в походных ситуациях и добровольное решение участвовать в процессе. Эти взрослые ни в коем случае не должны диктовать детям свою волю в принятии решений, они лишь контролируют безопасность ситуации, отвечают на вопросы, которые дети задают им сами. Детский состав команды должен быть уравновешен по возрасту и полу. По возможности, следует избегать ситуаций, когда команда представляет собой взятый в полном составе класс. В команде обязательно должно быть ролевое распределение. Обязательно должен быть капитан команды (один из детей). Остальные роли команда выделяет самостоятельно, ориентируясь на свои желания и советы взрослых. (Примерный список ролей таков: капитан, аптекарь, ответственный за питание, ответственные за обустройство лагеря, ответственный за постановку театральных представлений и т.д.)
Команда организаторов. В команде организаторов должно быть примерно вдвое больше человек, чем участвует команд. Среди организаторов должен присутствовать врач. Хорошо, если организаторы - студенты старших курсов педагогических ВУЗов. В таком случае для них это тоже учебная ситуация. Очень желательно присутствие в команде организаторов как минимум двух-трех психологов, контролирующих общепсихологическую ситуацию, возникающую в процессе игры.
1. Подготовительный этап.
Программа игры должна быть подготовлена организаторами за 2-3 месяца до начала. В это же время должен состоятся первый капитанский сбор, на котором зачитываются требования к участникам игры и определяется, как будут вознаграждаться команды, принявшие участие в игре. Важно: награда должна представлять собой не материальный приз (т.е. не конфеты и не игрушки). Это могут быть билеты в театр, в цирк, оплаченные экскурсии и т.п. Но это должен быть приз, который реально способен замотивировать участников игры, т.е. при выборе награды необходимо учитывать интересы именно той группы детей, которая принимает участие в данной конкретной ситуации. (Например, ученикам спортивной школы наверняка будет интересно получить билеты на стадион и т.п.) Кроме того, вознаграждены должны быть абсолютно все команды, но в разной степени. (т.е. команда, вышедшая на первое место, получает количественно больший приз, но не качественно!!) При этом, на подготовительном этапе сообщается, каким будет приз, но не сообщается, в каком количестве и как он будет распределяться.
Капитаны, получившие задание от организаторов, должны распространить эту информацию среди своей команды и начать подготовку.
Дети должны решить такие вопросы, как ролевое распределение в команде, раскладку продуктов, проблемы снаряжения и т.п. Взрослые помогают им при составлении меню, аптечки и т.д. Кроме хозяйственных вопросов, дети должны продумать творческую часть задания. А именно: определить символику своей команды (название, флаг, отличительный знак и т.п.) и подготовить выступление-представление, которое состоится в первый день игры. Дети должны самостоятельно написать сценарий (стихи, песни, шутки), определить актеров, отрепетировать выступление. На этом этапе уже начинает реализовываться творческий потенциал команды, дети лучше узнают друг друга и т.д.
За несколько дней до начала игры команда организаторов, а также по одному или по два участника из каждой команды (в сопровождение одного из взрослых) выезжают на место для подготовки к игре. На месте должен быть организован один или больше туалетов ( в зависимости от числа участников), родник с качественным спуском к нему, должны быть оборудованы костровые площадки и т.п. Если на местности нет родника, то вопрос питьевой воды должен решиться каким-то другим способом. Подростки должны принять максимальное участие в подготовке лагеря. Они же принимают решение о том, где будут располагаться команды.
2. День первый. Заезд и Открытие.
Заезд должен состоятся довольно рано утром, так чтобы к 10.00 все команды были на месте. Команды ставят лагерь, организуют костер, готовят обед. В 12.00 должен состоятся первый капитанский сбор, на котором капитанам предлагается программа игры (распорядок дня, время сборов и т.п.) Эту информацию капитаны распространяют в командах.
В 17.00 (примерно) должно состоятся Открытие игры. Это мероприятие (как и все последующие подобные мероприятия) должно проводиться на достаточно большой открытой площадке, так чтобы все команды могли разместится полукругом, образуя некую "сцену". Организаторы выступают перед участниками, произносят торжественную речь и т.д. Далее команды выступают, демонстрируя свою подготовку. Организаторы оценивают команды, однако результаты не сообщаются. После Открытия командам предоставляется свободное время для ужина и разрешения бытовых вопросов. Вечером организуются мероприятия на кострах (необязательные) - общение детей друг с другом и со взрослыми, пение под гитару, обсуждение итогов дня.
3. День второй. Большая Игра.
В первой половине дня (до обеда) учителя или специалисты из родителей должны организовать несколько площадок, на которых будут происходить разного рода игры - это могут быть экологические, географические и т.п. игры. Обязательно на одной-двух площадках должны происходить психологические игры. Организаторы могут ходить по площадкам и оценивать степень участия разных команд, но опять же результаты не оглашаются.
Во второй половине дня (после обеда) должна состоятся Большая Игра, которая представляет собой несколько так называемых "этапов" (их должно быть 7-8 для числа команд до 6, если команд больше, то либо увеличивается число этапов по формуле "число команд плюс один", либо объединяются команды). Этапы должны быть ориентированы на то, чтобы проверить сплоченность команды, ее организованность, способность творчески работать.
Примеры этапов: "Оркестр" - за 15 минут команда должна всем составом подготовить какое-либо "музыкальное" произведение и исполнить его под руководством выбранного дирижера. "Плот" - команда должна уместиться на очень ограниченном участке земли, а затем перебраться с этого участка на другой (не менее ограниченный). И так далее.
По возможности, не стоит организовывать этапы, проверяющие знания детей.
Все этапы оцениваются организаторами, а потом подсчитывается общая сумма баллов для всех команд.
После ужина дети опять же обсуждают итоги дня, а так же готовятся к Закрытию.
4. День третий. Закрытие и отъезд.
В первой половине дня (до обеда) команды начинают собирать лагерь и убирать место стоянки, а также репетируют выступление на Закрытие.
Сразу после обеда должен состоятся последний общий сбор - Закрытие. Команды выступают ( это выступление уже не оценивается, оно служит скорее обратной связью для организаторов). После выступления объявляются общие итоги (только общие) и проводится награждение команд, а также наиболее отличившихся участников.
После обеда команды обязательно сдают площадки, т.е. убирают весь мусор, восстанавливают по возможности вид стоянки. После того, как организаторы приняли стоянку, команда может отъезжать.
5. Пост-игровой этап.
Примерно через неделю после проведения Игры, должен состоятся сбор, на который приглашаются все капитаны, а также все заинтересованные участники игры. На этом сборе проводится обсуждение Игры, а также объявляются все промежуточные итоги, если это интересно участникам.
Комментарий.
Почему результаты объявляются только на последнем сборе? Чтобы не вызывать соперничества и конкуренции между командами. Все команды должны работать в сотрудничестве друг с другом - это главное условие игры.Комментарий-2.
За основу ситуации взята схема проведения Синтоновского Слета. Назад в "Учебные материалы".