Краткий анализ текста Клапареда
(отчет по монографии).
Главные идеи текста.
Клапаред рассматривает психологические явления в функциональном аспекте ( в том числе и аффекты). Функциональная психология акцентирует внимание на поведении. С точки зрения Клапареда эмоции возникают только тогда, когда какая-либо причина препятствует приспособлению. Отсюда эмоции рассматриваются как регрессия поведения.
Клапаред оценивает теорию Джемса-Ланге как единственную, объясняющую существование в эмоциональном состоянии специфических телесных явлений, но Клапаред утверждает, что эмоции сознаются и понимаются человеком, их испытывающим. Автор оценивает классическое "центральное" понимание эмоций ("Мы дрожим, потому что боимся") как антипсихологическое и пытается объяснить парадокс неадаптивных реакций, играющих вместе с тем и полезную роль, тем, что эмоция "является смесью с изменяющейся пропорцией адаптивных и неадаптивных реакций".
Клапаред говорит и о том, что наряду с эмоциями существуют чувства, отличающиеся своей адаптированностью и способностью полезно ориентировать свое поведение.
Клапаред примиряет общепринятую теорию с периферической теорией тем, что говорит о возникновении эмоций после осознания ситуации, но это осознание не сводит только к чисто интеллектуальному суждению. По Клапареду, осознание ситуации состоит в чувстве опасности (или чего-либо еще - зависит от ситуации). Следовательно, эмоция страха следует за чувством опасности. Но здесь эмоция или чувство опасности не вызываются непосредственно восприятием и развитию аффективного явления всегда предшествуют реактивные процессы.
Клапаред предлагает следующую схему, объясняющую возникновение эмоций:
Восприятие - установка (на бегство), чувство (опасности) - органические реакции - эмоция (страх).
В тексте отводится значительное место интеллектуальным чувствам, в понимание которых включаются "все те элементы мышления, которые Джемс называет переходными и которые не репрезентируют предметное содержание". Объективность и субъективность интеллектуальных чувств рассматриваются как результат вторичного процесса, зависящего от приобретенного опыта.
Чувства отличаются от органических ощущений тем, что последние сами по себе не имеют значимости. Они получают значимость только от установок, движений и тенденций, которые вызывают. Чувства же выражают отношение между объектом или ситуацией и состоянием. Чувство - это осознание установки, являющейся физиологической основой для такого отношения. Ощущения же презентируют только объекты, по отношению к которым принимается установка.
Важнейшие факты, приводимые автором для обоснования идей.
Для обоснования своих идей Клапаред приводит выводы других авторов (в частности, Джемса), а также собственные примеры. Например, он описывает поведение людей, переходящих ночью через лес. Клапаред подробно анализирует то или иное поведение, обосновывая свою точку зрения. Опираясь на факты, установленные Джемсом, Клапаред делает свои выводы и предлагает свое мнение на данный вопрос.
Подход и методы исследования.
В исследованиях Клапаред использует два основных метода. Во-первых, это функционализм (он ищет, прежде всего, ответ на вопрос: для чего нужны эмоции?). Во-вторых, это критицизм. Клапаред строит свою теорию, критикуя теории других авторов (Дарвина, Джемса, классическую теорию и др.). Его подход достаточно объективен и точен. Автор анализирует мнения других авторов, сопоставляя их, и в итоге предлагает собственный взгляд на рассматриваемую проблему.
Оценка идей, фактов, доказательств и выводов, содержащихся в тексте.
Текст написан весьма емко и четко. Все утверждения имеют под собой твердые и развернутые обоснования. Очевидна трезвость суждений, убеждающая в правоте автора. Может быть, написано несколько суховато и не очень много примеров, но поскольку текст написан прежде всего как критический анализ работ других авторов, здесь это вполне уместно. Вообще, текст оставляет в целом благоприятное впечатление, все идеи находят свое подтверждение, все выводы обоснованы, все доказательства корректны. Факты, приводимые автором, не вызывают сомнений, являются достаточно понятными и яркими. Назад в "Учебные материалы".